“Нормативные изменения в области систем безопасности: что нужно знать”


В динамичном мире технологий и угроз оставаться в курсе событий – это критически важно. Регулярное обновление знаний о новом законодательстве по безопасности и соответствие условий работы требованиям — залог успешной защиты бизнеса.

Новое законодательство по безопасности: Обзор ключевых изменений


Указ Президента РФ №250, направлен на повышение ИБ критически важных организаций. Важно отслеживать новое законодательство по безопасности, чтобы адаптировать условий.

Указ Президента РФ №250: Дополнительные меры по обеспечению информационной безопасности


Указ №250 – ключевой документ, определяющий дополнительные меры в сфере информационной безопасности (ИБ). Он касается органов госвласти, госфондов, госкорпораций и других критически важных организаций. Новое законодательство по безопасности подразумевает персональную ответственность за уровень ИБ, возложенную на заместителя руководителя. Это влечет создание отдельного подразделения или возложение задач на существующее.

Органы исполнительной власти получают зоны ответственности и права. Ключевые организации должны были провести оценку защищенности к 1 июля 2022 года, привлекая компании с лицензией ФСТЭК.

В контексте условий, создаваемых Указом, важным становится аккредитация центров ГосСОПКА. ФСБ предлагает возложить на НКЦКИ определение порядка аккредитации, но критерии пока не опубликованы.

Указ – это важный шаг к усилению защиты информации, но требует детального анализа и адаптации бизнес-процессов.

Постановление Правительства РФ №860: Эксперимент по повышению защищенности ГИС


Постановление №860 запускает эксперимент по повышению защищенности государственных информационных систем (ГИС) федеральных органов исполнительной власти. Проводится он с 16.05.2022 по 30.03.2023. Ответственность возложена на Минцифры. Цели эксперимента – повышение уровня защищенности ГИС, апробация новых технологий и методов защиты.

В контексте нового законодательства по безопасности это пилотный проект, призванный выявить слабые места и разработать эффективные меры. Постановление утверждает положение об эксперименте, но не детализирует мероприятия. Минцифры должно разработать типовое техзадание, согласовав его с ФСТЭК и ФСБ.

Для участия ФОИВ и подведомственные им учреждения подают заявки в Минцифры. По итогам эксперимента формируется перечень мер по нейтрализации выявленных уязвимостей.

Эксперимент важен для определения условий эффективной защиты ГИС.

Изменения в ГОСТ по безопасности: Что нового в стандартах?


Обновления в ГОСТ касаются требований к средствам удостоверяющего центра и данных об угрозах. Следите за изменениями для соответствия условий работы новому законодательству по безопасности.

Обновления в требованиях к средствам удостоверяющего центра (Приказ ФСБ России №179)


Приказ ФСБ России №179 вносит изменения в требования к средствам удостоверяющего центра (УЦ). Акцент сделан на защите механизма формирования меток доверенного времени при подключении к сети Интернет, защите от сетевых атак и вредоносного кода. Также усилены требования к обнаружению и предотвращению вторжений, криптографической защите и доверенной загрузке средств вычислительной техники.

В контексте нового законодательства по безопасности эти изменения направлены на повышение надежности и безопасности УЦ. Приказ вступил в силу 1 сентября текущего года и действует до 01.01.2027.

Для организаций, использующих УЦ, важно привести свои условия работы в соответствие с новыми требованиями. Это включает обновление программного обеспечения, усиление мер защиты и проведение соответствующего обучения по охране труда.

Новый раздел Банка данных угроз безопасности информации ФСТЭК России


ФСТЭК России запустила новый раздел Банка данных угроз безопасности информации (БДУ). Он содержит сведения об объектах и компонентах воздействия, способах реализации угроз, уровне возможностей нарушителей и мерах защиты. Новый раздел БДУ призван помочь специалистам в области ИБ в анализе угроз и разработке эффективных мер защиты.

В рамках нового законодательства по безопасности и изменениях в ГОСТ по безопасности этот раздел становится важным инструментом для обеспечения соответствия условий работы организаций требованиям безопасности.

Важно отметить, что модели угроз, разработанные до публикации нового раздела БДУ и редакции Методики, перерабатывать не требуется. Тем не менее, рекомендуется учитывать новую информацию при обновлении систем защиты.

Нормативы по электробезопасности: Актуальные требования и изменения


Соблюдение нормативов по электробезопасности – критически важный аспект обеспечения безопасности на производстве и в офисе. Актуальные требования включают в себя соблюдение правил устройства электроустановок (ПУЭ), правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ).

Важно отслеживать изменения в этих документах, чтобы поддерживать условия труда в соответствии с новым законодательством по безопасности. Например, регулярно обновляются требования к квалификации персонала, проводящего работы в электроустановках, к средствам защиты и к порядку проведения работ.

Несоблюдение нормативов по электробезопасности влечет за собой административную и уголовную ответственность за нарушение требований безопасности.

Правила техники безопасности: Обновления и дополнения


Правила техники безопасности – это комплекс норм и требований, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на рабочем месте. Они охватывают широкий спектр вопросов, от организации рабочего пространства до использования средств индивидуальной защиты.

В контексте нового законодательства по безопасности, важно учитывать, что правила техники безопасности постоянно обновляются и дополняются. Это связано с появлением новых технологий, материалов и производственных процессов.

Организации должны регулярно проводить анализ рисков, разрабатывать и внедрять соответствующие инструкции по охране труда, а также обеспечивать обучение по охране труда персонала. Соблюдение правил техники безопасности – это не только юридическая обязанность, но и моральная ответственность работодателя. Важно создать условия, при которых работники смогут безопасно выполнять свои обязанности.

Ответственность за нарушение требований безопасности: Что грозит нарушителям?


Несоблюдение требований безопасности влечет за собой административную и уголовную ответственность. Размеры штрафов за нарушение правил безопасности зависят от тяжести последствий и формы вины. Важно адаптировать условий.

Штрафы за нарушение правил безопасности: Размеры и порядок наложения


Штрафы за нарушение правил безопасности – это один из видов ответственности за нарушение требований безопасности, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ. Размеры штрафов варьируются в зависимости от тяжести нарушения и субъекта ответственности.

Например, нарушение правил техники безопасности, повлекшее причинение легкого вреда здоровью, может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей. В случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, наступает уголовная ответственность с более серьезными санкциями.

Важно учитывать, что наложение штрафа – это не только финансовые потери, но и репутационные риски для компании. Поэтому необходимо уделять особое внимание соблюдению правил техники безопасности и создавать безопасные условия труда.

Обучение и аттестация по промышленной безопасности: Новые требования к подготовке персонала


Обучение по охране труда и аттестация по промышленной безопасности – обязательные требования для определенных категорий персонала. Новые требования направлены на повышение квалификации и компетенций. Адаптируйте условий.

Проверка знаний по безопасности: Как часто и в каком порядке проводится


Проверка знаний по безопасности – это обязательная процедура, направленная на подтверждение соответствия квалификации персонала требованиям безопасности. Периодичность проверки знаний зависит от категории персонала и видов выполняемых работ.

Как правило, первичная проверка знаний проводится перед допуском к самостоятельной работе, а периодическая – не реже одного раза в год для персонала, обслуживающего электроустановки, и не реже одного раза в три года для остальных категорий работников.

Порядок проведения проверки знаний включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть проводится в форме тестирования или устного опроса, а практическая – в форме выполнения практических заданий.

Результаты проверки знаний оформляются протоколом и учитываются при допуске к работе. Важно создать условия, при которых работники смогут успешно пройти проверку знаний и обеспечить безопасное выполнение своих обязанностей.

Защита персональных данных: Последние изменения в законодательстве


Защита персональных данных – это одно из приоритетных направлений в сфере информационной безопасности. Новое законодательство по безопасности в этой области направлено на усиление прав субъектов персональных данных и повышение ответственности операторов.

Последние изменения включают в себя уточнение требований к согласию на обработку персональных данных, расширение перечня прав субъектов персональных данных и усиление контроля за трансграничной передачей персональных данных.

Организации, осуществляющие обработку персональных данных, обязаны привести свои процессы в соответствие с новым законодательством. Это включает в себя разработку и внедрение политики конфиденциальности, проведение обучения по охране труда персонала, обеспечение технических и организационных мер защиты персональных данных. Важно создать условия, при которых персональные данные будут обрабатываться безопасно и законно.

Безопасность информации: Новые угрозы и методы защиты


Киберугрозы постоянно эволюционируют, требуя от организаций постоянного совершенствования методов защиты. Важно отслеживать новое законодательство по безопасности и адаптировать условий для эффективной защиты информации.

Упрощение процедуры ввоза криптографических средств в РФ (Постановление Правительства РФ №834)


Постановление Правительства РФ №834 направлено на упрощение процедуры ввоза в Российскую Федерацию шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих. Это связано с уходом из РФ многих мировых вендоров и риском дефицита таких средств.

Новое законодательство по безопасности в этой области позволяет в 2022 году ввозить шифровальные средства без предоставления заключения (разрешительного документа) и нотификации, при условии представления в таможенные органы информации о нотификации, оформленной до 1 марта 2022 г.

Это упрощение позволяет организациям обеспечить непрерывность работы своих информационных систем и сохранить условия для безопасной обработки данных. Однако важно помнить о необходимости соблюдения других требований безопасности информации и защиты персональных данных.

Контроль за соблюдением норм безопасности: Роль проверяющих органов


Контроль за соблюдением норм безопасности – это важный элемент системы обеспечения безопасности на предприятиях и в организациях. Его осуществляют различные проверяющие органы, в зависимости от сферы деятельности и вида безопасности.

В области промышленной безопасности контроль осуществляет Ростехнадзор, в области пожарной безопасности – МЧС России, в области охраны труда – Государственная инспекция труда. Эти органы имеют право проводить проверки, выдавать предписания об устранении нарушений, налагать штрафы за нарушение правил безопасности и приостанавливать деятельность предприятий.

Организации должны быть готовы к проверкам и обеспечивать соблюдение всех требований безопасности. Это включает в себя разработку и внедрение системы управления безопасностью, проведение обучения по охране труда персонала и создание безопасных условий труда.


Адаптация к новым условиям требует постоянного мониторинга нового законодательства по безопасности, инвестиций в обучение по охране труда и создание безопасных условий труда для минимизации рисков.

Нормативный акт Краткое описание Ключевые изменения Влияние на организацию
Указ Президента РФ №250 Дополнительные меры по обеспечению информационной безопасности Персональная ответственность, создание подразделений ИБ Необходимость назначения ответственных, усиление защиты
Постановление Правительства РФ №860 Эксперимент по повышению защищенности ГИС Апробация новых технологий, привлечение ФОИВ Возможность участия в эксперименте, адаптация к новым требованиям
Приказ ФСБ России №179 Обновления требований к средствам удостоверяющего центра Усиление защиты механизмов, криптографической защиты Обновление ПО, усиление мер защиты
Постановление Правительства РФ №834 Упрощение ввоза криптографических средств Упрощение нотификации Облегчение обеспечения ИБ
Критерий Старые требования Новые требования Комментарии
Ответственность за ИБ Руководитель организации Заместитель руководителя организации Персонализация ответственности
Оценка уровня защищенности По усмотрению организации Обязательная для ключевых организаций Усиление контроля
Аккредитация центров ГосСОПКА Не определена Определяется НКЦКИ (проект) Централизация управления
Ввоз криптосредств Стандартная процедура нотификации Упрощенная процедура (в 2022 году) Облегчение доступа к криптосредствам
  1. Какие организации попадают под действие Указа Президента РФ №250?

    Органы госвласти, госфонды, госкорпорации, стратегические предприятия, системообразующие организации экономики, субъекты КИИ.
  2. Кто несет персональную ответственность за обеспечение ИБ в организации?

    Заместитель руководителя организации.
  3. Какие лицензии нужны для оценки уровня защищенности организации?

    Лицензия ФСТЭК России на проведение таких работ.
  4. Что делать, если организация не успела провести оценку защищенности к 1 июля 2022 года?

    Необходимо как можно скорее провести оценку и предоставить информацию в Правительство РФ.
  5. Какие действия необходимо предпринять в связи с изменениями в требованиях к средствам УЦ (Приказ ФСБ России №179)?

    Обновить ПО, усилить меры защиты, провести обучение по охране труда персонала.
Область безопасности Нормативный акт Ключевые изменения Сроки вступления в силу Ответственность за несоблюдение Рекомендации по внедрению
Информационная безопасность Указ Президента РФ №250 Персональная ответственность заместителя руководителя за ИБ, обязательная оценка уровня защищенности для ключевых организаций, создание специализированных подразделений по ИБ. Вступил в силу с момента опубликования (01.05.2022), оценка защищенности до 01.07.2022 Административная и уголовная ответственность (в зависимости от тяжести последствий). Назначение ответственного за ИБ, проведение оценки уровня защищенности, создание или усиление подразделения ИБ, разработка и внедрение плана мероприятий по обеспечению ИБ.
Защита персональных данных Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (с изменениями) Усиление требований к согласию на обработку персональных данных, расширение прав субъектов персональных данных, усиление контроля за трансграничной передачей данных. Требования вступают в силу по мере внесения изменений в подзаконные акты Административная ответственность (штрафы, предупреждения), гражданско-правовая ответственность (возмещение убытков). Пересмотр политики конфиденциальности, получение согласий на обработку ПДн, обеспечение прав субъектов ПДн, разработка и внедрение технических и организационных мер защиты ПДн.
Электробезопасность Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ) Регулярные обновления требований к квалификации персонала, средствам защиты, порядку проведения работ. Изменения вступают в силу по мере утверждения новых редакций и внесения изменений Административная и уголовная ответственность (в зависимости от тяжести последствий). Обеспечение соблюдения требований ПУЭ, ПТЭЭП, ПОТЭЭ, своевременное обучение и аттестация персонала, обеспечение средствами защиты, проведение инструктажей по электробезопасности.
Аспект Старая ситуация Новая ситуация (после изменений) Влияние на бизнес Рекомендации
Ответственность за информационную безопасность (Указ №250) Ответственность возлагалась на руководителя организации в целом. Персональная ответственность возложена на заместителя руководителя, ответственного за информационную безопасность. Усиление ответственности, необходимость назначения выделенного ответственного, возможные изменения в организационной структуре. Назначить ответственного заместителя руководителя, определить его обязанности и полномочия, обеспечить его необходимыми ресурсами.
Оценка уровня защищенности (Указ №250) Проводилась по усмотрению организации (рекомендательный характер). Обязательная оценка уровня защищенности для ключевых организаций (перечень определяет Правительство РФ). Увеличение затрат на проведение оценки, необходимость привлечения лицензированных организаций. Своевременно провести оценку уровня защищенности, разработать план мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Процедура ввоза криптографических средств (Постановление №834) Требовалась стандартная процедура нотификации. В 2022 году допускается ввоз без предоставления заключения и нотификации при наличии информации о нотификации, оформленной до 1 марта 2022 г. Упрощение логистики, снижение затрат на оформление документов. Воспользоваться упрощенной процедурой (при наличии оснований), проверить наличие всех необходимых документов.
Требования к средствам УЦ (Приказ ФСБ №179) Стандартные требования к защите информации в УЦ. Усиление требований к защите механизма формирования меток доверенного времени, защите от сетевых атак и вредоносного кода. Необходимость обновления программного обеспечения, усиление мер безопасности. Провести аудит средств УЦ, обновить программное обеспечение, усилить меры защиты, провести обучение персонала.

FAQ

  1. Что делать, если наша организация не является “ключевой” по Указу Президента РФ №250, но мы хотим усилить свою информационную безопасность?

    Даже если ваша организация не входит в перечень “ключевых”, рекомендуется изучить положения Указа и внедрить соответствующие меры для повышения уровня ИБ. Это может включать назначение ответственного за ИБ, проведение оценки уровня защищенности, разработку и внедрение плана мероприятий по обеспечению ИБ.
  2. Какие штрафы предусмотрены за нарушение требований Указа Президента РФ №250?

    Конкретные размеры штрафов за нарушение требований Указа №250 не указаны непосредственно в Указе. Однако, за несоблюдение требований законодательства в области информации и защиты информации предусмотрена административная и уголовная ответственность (в зависимости от тяжести последствий). Размеры штрафов и другие виды наказания определяются КоАП РФ и УК РФ.
  3. Как часто нужно проводить оценку уровня защищенности информационных систем?

    Для “ключевых” организаций, определенных Правительством РФ, оценка уровня защищенности должна быть проведена в сроки, установленные Правительством. Для остальных организаций рекомендуется проводить оценку уровня защищенности регулярно (например, не реже одного раза в год) или при существенных изменениях в информационных системах.
  4. Какие меры необходимо предпринять для соответствия требованиям Приказа ФСБ России №179 (обновление требований к средствам УЦ)?

    Необходимо провести аудит используемых средств УЦ, обновить программное обеспечение до последних версий, усилить меры защиты (в соответствии с требованиями Приказа), провести обучение персонала.
  5. Где можно найти актуальный перечень “ключевых” организаций, определенных Правительством РФ в соответствии с Указом Президента РФ №250?

    Перечень “ключевых” организаций, определенных Правительством РФ, не является общедоступным. Информация направляется непосредственно организациям, включенным в перечень.
Комментарии: 0
Adblock
detector